НА ГЛАВНУЮ        О ПРОЕКТЕ        СТАТЬИ и МАТЕРИАЛЫ        СТАНДАРТЫ        ИНТЕРЕСНО о КАЧЕСТВЕ        УЛЫБНИСЬ        ФОРУМ       
 
 
     
 
 

Уважаемые коллеги

Как вы оцениваете эффективность системы менеджмента в вашей организации?
 
Besucherzahler russian brides interesting marriage foreign men
счетчик посещений

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
 

| Печать |

Управление аутсорсинговыми процессами как средство повышения конкурентоспособности предприятия

Автор: к.э.н. Сысоева Е.А.

Для повышения эффективности своей деятельности в условиях ужесточения конкуренции предприятия вынуждены активно искать возможности уменьшения издержек и улучшения качества выпускаемых товаров (услуг). Одним из средств реализации этой цели может стать аутсорсинг, т.е. передача выполнения каких-либо функций или отдельных работ специализированной сторонней организации (аутсорсеру).

Аутсорсинг позволяет предприятию сконцентрировать усилия и ресурсы на поддержании и развитии своих ключевых конкурентных преимуществ. При этом взамен потенциальной возможности получения прибыли предприятие улучшает свою управляемость, сокращает издержки и добивается улучшения деятельности, отданной аутсорсеру. Сокращение только прямых затрат может составить до 50% по сравнению с выполнением работы собственными силами.

Если субподряд является простым взаимодействием двух компаний, то аутсорсинг необходимо рассматривать как стратегию развития предприятия, построенную на передаче отдельных бизнес-процессов сторонним компаниям, налаживания с ними долгосрочных взаимовыгодных отношений, когда оба партнера остаются в выигрыше. Стратегия аутсорсинга должна стать основой практической реализации принципа менеджмента качества - взаимовыгодные отношения с поставщиком.

В соответствии с классификацией Института аутсорсинга (США) можно говорить о следующих видах аутсорсинга:

• IТ-аутсорсинг;
• аутсорсинг бизнес-процессов;
• производственный аутсорсинг.

IТ-аутсорсинг - это передача предприятием части функций по управлению и поддержке собственных информационных ресурсов внешней специализированной фирме.

Аутсорсинг бизнес-процессов подразумевает передачу аутсорсеру ряда неключевых бизнес-процессов предприятия. Чаще всего это маркетинг, логистика, управление персоналом, бухгалтерский учет. При этом бизнес-процессы, составляющие ключевые компетенции предприятия, чаще всего не передаются.

Производственный аутсорсинг как частный случай аутсорсинга бизнес-процессов представляет собой передачу отдельных производственных процессов сторонней организации.

При передаче процессов на аутсорсинг в случае наличия на предприятии системы менеджмента качества (СМК) может возникнуть вопрос о сохранении ее целостности. Стандарт ИСО 9001:2000 допускает возможность передачи осуществления процессов СМК сторонней организации. Вместе с тем стандарт требует, чтобы в отношении процессов, влияющих на соответствие продукции требованиям, обеспечивалось соответствующее управление. Если предприятие заявляет о соответствии СМК стандарту ИСО 9001:2000, то оно будет обязано обеспечить реализацию его требований в аутсорсинговых процессах, влияющих на соответствие продукции требованиям. В противном случае окажется под сомнением способность предприятия поставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителя и соответствующим нормативным требованиям.

Осуществляя аутсорсинг бизнес-процессов, предприятию, прежде всего, надо провести анализ требований стандарта ИСО 9001:2000, предъявляемых к этим процессам. При наличии таких требований предприятие должно обеспечить их реализацию сторонними компаниями. В зависимости от характера аутсорсингового процесса в контракт может быть включено требование о наличии у аутсорсера СМК, удовлетворяющей требованиям стандарта ИСО 9001:2000, либо, если предприятие достаточно компетентно в передаваемом процессе, даны ссылки на внутренние документы предприятия-заказчика, которыми должен руководствоваться аутсорсер в своей работе.

При этом, поскольку предприятие передает часть своих процессов, влияющих на соответствие продукции требованиям, сторонней организации, ему необходимо предварительно оценить и выбрать поставщика в соответствии со стандартом ИСО 9001:2000.

В зависимости от важности результатов процесса и сопутствующего риска предприятие должно определить комплекс мер по управлению переданным процессом. Для этого необходимо сформулировать критерии приемлемости результатов переданной по аутсорсингу деятельности и проводить верификацию результатов в соответствии с требованиями стандарта ИСО 9001:2000. При этом допускается привлечение для этой деятельности внешних специалистов.

Дополнительно предприятие должно обеспечить свою способность демонстрировать, в том числе внешним аудиторам, что аутсорсинговые процессы протекают в соответствии с относящимися к ним требованиями ИСО 9001:2000. Наличие у компании, которой передан по аутсорсингу процесс, сертификата на свою СМК может стать достаточным свидетельством реализации данных требований. Если требования к осуществлению аутсорсингового процесса установлены в виде ссылок на документированные процедуры предприятия-заказчика, то для демонстрации соответствия аутсорсинговых процессов требованиям стандарта ИСО 9001:2000 предприятию необходимо предусмотреть проведение аудита поставщика, т.е. аудита второй стороны. Данный аудит может быть проведен как самим предприятием, так и сторонней организацией по его поручению. Дополнительный порядок управления аутсорсинговыми процессами необходимо определить в рамках СМК, что позволит минимизировать риски при передаче деятельности на аутсорсинг. Этот порядок может касаться таких аспектов взаимодействия предприятия и аутсорсера, как график работ, управление изменениями, процедура коммуникации, предоставление отчетности, разрешение конфликтных ситуаций и т.п. Данные требования должны быть включены в контракт на оказание аутсорсинга в виде конкретных требований или ссылок на соответствующие процедуры.


 
 
 
copyright © 2008-2016, kachest-vo.ru
 
   
    на главную     о проекте     статьи и материалы     стандарты     интересно о качестве     улыбнись     форум