НА ГЛАВНУЮ        О ПРОЕКТЕ        СТАТЬИ и МАТЕРИАЛЫ        СТАНДАРТЫ        ИНТЕРЕСНО о КАЧЕСТВЕ        УЛЫБНИСЬ        ФОРУМ       
 
 
     
 
 

Уважаемые коллеги

Как вы оцениваете эффективность системы менеджмента в вашей организации?
 
Besucherzahler russian brides interesting marriage foreign men
счетчик посещений

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
 

| Печать |

Новые версии ISO 9001 и ISO 14001 – краткий обзор изменений

Краткое описание основных изменений ISO 9001:2015

1. Изменена структура стандарта,  полностью пересмотрены заголовки разделов и подразделов, а также порядок статей и параграфов. Высокоуровневая структура документа выполнена в соответствии с  требованиями Приложения SL к Директивам ISO, Часть I.
Теперь она выглядит следующим образом:
1. Область применения
2. Нормативные ссылки
3. Термины и определения
4. Окружение организации
5. Лидерство
6. Планирование
7. Обеспечение
8. Процессы
9. Проведение оценки
10. Улучшения
В целом это  не влияет на содержание стандарта или требований. Однако при подробном изучении текста видно, что структура была изменена в целях обеспечения соответствия новым рекомендациям по составлению и последовательности тем. Данное изменение отражает стратегический выбор, который постепенно будет применяться в отношении всех стандартов ISO системы управления. Впервые примененная в отношении ISO 50001 (система управления электропотреблением), новая структура соответствует Приложению SL к Директивам ISO, Часть I. Эта единообразная общая структура позволит включать компоненты других наиболее распространенных стандартов (ISO 14001:2015, ISO 50001, ISO 45001 (замена OHSAS 18001)).

2. Еще одной важной особенностью является акцент на управление рисками основанное на подходе «риск-ориентированное мышление». Идея в том, что качество не может быть обеспечено, если организация не может предложить своему клиенту удовлетворяющий требованиям продукт или услугу на протяжении продолжительного срока.
Конечно, данная концепция, основанная на управлении рисками не отменяет концепцию, которая уже существует в стандарте (процессный подход и PDCA). Однако, ISO 9001 рассматривается уже не как стандарт менеджмента качества, а как стандарт, позволяющий управлять рисками в области качества и обслуживания клиентов.
Вводится понятие риска, которого никогда не было в стандарте ISO 9001.
Риск - это вероятность наступления опасности, помноженная на последствия от данной опасности. Иными словами, насколько вероятно, что событие произойдет, в совокупности с тяжестью последствий. Именно уровень риска должен определять меры управления в системе. По сути, теперь ISO 9001 говорит о том, как управлять рисками, чтобы обеспечить ее функционирование и развитие.
Организация должна будет проанализировать все риски, выявить значимые и на их основе разработать систему менеджмента. Предприятиям, на которых уже внедрены стандарты ISO 14001, OHSAS 18001 или принципы HACCP, будет легче воспринять новое требование ISO 9001, так как они уже знакомы с выявлением  опасностей и оценкой рисков.
«Риск-менеджмент» придет на смену «предупреждающим действиям». Теперь при планировании необходимо будет оценивать риски и возможности.
Большое внимание уделяется принципу «управления изменениями» («change management»), согласно которому все изменения в системе качества должны будут осуществляться планомерно и системно.
3. Разработчики также уделили больше внимания лидерству и  жесткому, четко сформулированному управлению.
Понятие «представителя руководства» полностью исключено.
Политика качества и цели должны полностью соответствовать стратегическим направлениям деятельности организации. 
В обязанности высшего руководства вменяется обеспечение связи между требованиями стандарта и всеми бизнес-процессами в организации.
Процессы СМК теперь должны быть непосредственно бизнес-процессами и если раньше руководство могло считать, что качество - отдельно, бизнес - отдельно, то теперь такого быть не может, и это - требование.
4. Еще одно нововведение касается расширения стандарта в части выделения сферы услуг и возможности  исключения требований стандарта из области сертификации.
Напомним, что ранее данный документ был ориентирован более на предприятия производственной и промышленной сферы.  Теперь ситуация на рынке изменилась, компании сферы услуг начали широко применять требования ISO 9001 в своей деятельности, поэтому разработчики посчитали необходимым учесть изменения в процессе осуществления коммерческой деятельности такими организациями. 
Что касается исключения требований стандарта из области сертификации, которые раньше распространялись лишь на раздел 7 в части требований к процессам жизненного цикла продукции,  теперь, если организация объективно не может выполнить какое-либо требование стандарта и это не влияет на ее возможность удовлетворять потребителя, исключение можно делать из любой главы. То есть подход стал более гибким.
5. В новой редакции исключены требования в части документирования.
Это довольно смелая инновация, которая, скорее всего, если и будет применена компаниями, то явно не в ближайшем будущем, поскольку идея руководства по качеству и документированных процедур глубоко уходит корнями в культуру управления качеством. Чтобы перестроиться – нужно время, так что на первых порах организации вероятно продолжат соблюдать устоявшуюся традицию.
Если раньше использовались два термина - «запись» и «документ», теперь их объединили в один - «документированная информация», а значит, придется вносить коррективы в существующую документацию, поскольку в стандарте остаются  требования документального оформления и хранения соответствующей информации.
Теперь не нужно разрабатывать руководство по качеству и  шесть обязательных документированных процедур. Достаточно иметь документированную информацию, необходимую для доказательства выполнения требований стандарта, в том числе анализа данных.
Таким образом, чисто формально, документированной информации стало меньше, чем обязательных записей и документов по версии ISO 9001:2008. Подобные изменения продиктованы технологическими и общественными изменениями, произошедшими за последние 20 лет. Сейчас бумага не является основным носителем информации. Новая версия стандарта дает более высокую степень универсальности без риска снижения оперативности действий руководства.
6. В стандарте появились две  новые статьи (4.1 и 4.2), требующие более высокого уровня понимания окружающей организацию среды. Они требуют выполнения анализа среды, а также идентификации заинтересованных лиц и понимания их ожиданий.
Появляется понятие «контекст организации» - т.е. среда, в которой работает компания, внутренние и внешние факторы, оказывающие влияние на подход предприятия к выпуску товаров, оказанию услуг, инвестированию, отношению с заинтересованными сторонами.
7. В новой редакции знания определены как один из основных видов  ресурсов, ничем не отличающий по значимости от остальных. Эти изменения продиктованы последними общемировыми тенденциями, когда знания стали ключом к успешной реализации проектов и развитию бизнеса. Новым стандартом предусмотрено управление знаниями по аналогии с любым другим ресурсом. Теперь компания должна определить знания, необходимые для осуществления деятельности в соответствии с системой управления качеством и достижения поставленных целей, управлять ими, обеспечивать защиту, а также  определить потребность в знаниях и управление риском, связанным с отсутствием возможности получения знаний в соответствующее время.

Краткое описание основных изменений ISO 14001:2015
1. Стандарт ISO 14001:2015 имеет высокоуровневую структуру (HLS - High Level Structure), описанную в Приложению SL к Директивам ISO, Часть I. Теперь такая структура является обязательной для всех новых и пересматриваемых стандартов ISO на системы управления.
Вместо привычных 4 разделов будет 10:
1. Область применения
2. Нормативные ссылки
3. Термины и определения
4. Окружение (контекст) организации
5. Лидерство
6. Планирование
7. Обеспечение
8. Функционирование
9. Оценка результатов деятельности
10. Улучшения
Очевидно, что они полностью совпадают с разделами новой версии ISO 9001:2015 что значительно облегчит задачу  организациям, внедряющим несколько систем менеджмента (например, в области качества, экологии, профессиональной безопасности и охраны труда).
2. Появляется понятие «контекст организации» и требование — учитывать контекст организации при решении внешних и внутренних вопросов, касающихся ее деятельности и окружающей среды.
Организация должна определять внешние и внутренние факторы, которые имеют отношение к ее цели, и которые влияют на ее способность к достижению ожидаемых результатов системой экологического менеджмента. Такие факторы должны включать экологические условия, находящиеся под влиянием или способные влиять на организацию. Необходимо понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон, определение области применения системы экологического менеджмента.
3. Добавлен новый раздел, касающийся специфических обязанностей высшего руководства, призванных отражать его лидерство и приверженность принципам экологического менеджмента.
Включено требование внедрения СЭМ в бизнес - процессы организации.
Политика в области охраны окружающей среды должна включать обязательства по «защите окружающей среды» в соответствии с собственным контекстом. Это может быть предотвращение загрязнения, рациональное использование ресурсов, смягчение последствий изменения климата, защита биоразнообразия и т.д.
4. В части постоянного улучшения произошло смещение в сторону экологических показателей. Теперь основное внимание уделяется повышению результативности деятельности, связанной с управлением экологическими аспектами, а не системы в целом. Т.е. организация должна определить критерии оценки результативности своей работы по охране окружающей среды, используя правильные показатели.
Например, в соответствии с обязательствами, обозначенными в Политике, организация будет, насколько это применимо, сокращать количество выбросов, сбросов и отходов.
5. Согласно новой версии стандарта, в дополнение к необходимости управлять экологическими аспектами, в ходе которых осуществляется воздействие на окружающую среду, связанными с закупаемыми товарами и услугами, теперь организация должна распространить свой контроль на каждую стадию жизненного цикла: приобретение сырья, проектирование, производство, транспортировка/доставка, использование, утилизация.
6. В стандарте появилось требование по управлению процессами, которые влияют на обеспечение соответствия требованиям СЭМ, включая процессы, переданные сторонним организациям (аутсорсинг).
7. Требования в части коммуникации немного изменились. Теперь внутренние и внешние взаимодействия имеют равную значимость. Организация должна в равной степени уделять внимание как внутренним, так и внешним коммуникациям, хотя решение об обмене информацией с внешними заинтересованными сторонами по прежнему  остается за организацией.
8. Также как  в ISO 9001:2015  определения «документы» и «записи» объединены в одно «документированная информация».
Отменены обязательные документированные процедуры. Каждая организация сама принимает решение о необходимости их разработки,  и любой формат является приемлемым (на бумажных носителях, в удаленном хранилище данных, и т.д.).

Напомним, что новые версии  ISO 9001:2015  и ISO 14001:2015 заменят предыдущие издания стандартов, и предполагают трехлетний переходный период. В течение этого переходного периода возможна сертификация и по старым версиям стандартов и по новым. Стандарты перестанут действовать с сентября 2018 года, после чего организации смогут сертифицироваться только по новым версиям.

Скачать новые версии стандартов на русском языке можно в разделе "стандарты". Обращаем Ваше внимание, что данные версии не являются официальным переводом и могут использоваться только для ознакомительных целей.

 

Автор: admin

Если у вас появилось желание поделиться своими мыслями или опубликовать статью - пишите!

 


 
 
 
copyright © 2008-2016, kachest-vo.ru
 
   
    на главную     о проекте     статьи и материалы     стандарты     интересно о качестве     улыбнись     форум