НА ГЛАВНУЮ        О ПРОЕКТЕ        СТАТЬИ и МАТЕРИАЛЫ        СТАНДАРТЫ        ИНТЕРЕСНО о КАЧЕСТВЕ        УЛЫБНИСЬ        ФОРУМ       
 
 
     
 
 

Уважаемые коллеги

Как вы оцениваете эффективность системы менеджмента в вашей организации?
 
Besucherzahler russian brides interesting marriage foreign men
счетчик посещений

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
 

| Печать |

 

Практика продвижения КСО

в странах СНГ

По иному происходит продвижение принципов КСО в странах СНГ. Вспоминаю первое в Украине публичное мероприятие по КСО - конференцию, которую проводила PR-лига в 2005 году. Лейтмотивом той конференции была благотворительная деятельность в ее чистом виде. На мой доклад о деловом совершенстве, как основном факторе повышения социальной ответственности, просто не обратили внимания – он выходил за рамки понимания аудитории.

Прошло 8 лет. Естественно, что участие в глобальных мероприятиях, проводимых под эгидой ООН, выступления продвинутых зарубежных специалистов по КСО и т.п. не прошли бесследно. Отношение к КСО в наших странах начало постепенно меняться. Уже многие понимают, что КСО – это не только благотворительность. Появились различные социальные акции типа: Зеленый офис, Борьба с коррупцией, Уборка мусора и т.п. Иногда затрагивают даже некоторые аспекты профессиональной деятельности организаций, например, выпущенная в Украине брошюра о социальной ответственности в «цепочках поставщиков». Безусловно, это прогресс.

Однако для стран СНГ с их отставанием от развитых стран так медленно прозревать непозволительно. Приведу только некоторые цифры. Валовой национальный доход (ВНД) на душу населения (в американских долларах): Молдавия – 2 тыс., Украина – 3 тыс., Беларусь – 6 тыс., Казахстан – 8 тыс., Россия – 10 тыс. В то же время: Латвия, Польша, Чехия – до 20 тыс.; Франция, Германия, Австрия – до 50 тыс.; Швейцария, Люксембург – до 80 тыс.; Норвегия – 84 тыс. Компании СНГ в массе в сравнении с мировыми лидерами по производительности ниже до 10 раз, а по дефектности - выше до 1000 раз; в разы выше у них и себестоимость. В части делового совершенства (по 1000-балльной шкале, принятой в мире) они находятся на уровне 150-250 баллов в сравнении с 300-450 баллов у массы компаний развитых стран. При этом отдельные компании-лидеры стран СНГ уже достигают 550-650 баллов, а самые-самые лучшие из них – выходят и на 700! баллов (лучшие в Европе – 750-800 баллов).

Прежде, чем организовывать продвижение КСО в странах СНГ, следовало разобраться, из чего это самое КСО произрастает. Готовы ли предприятия наших стран в массе удовлетворять принципам ГД ООН. Что необходимо сделать, чтобы действительно развернуть массовое движение в сторону улучшения социально ответственного отношения деловых кругов к заинтересованным сторонам.

Нужно было учесть, что в странах СНГ, которые более 70 лет формировались в условиях тотального дефицита, и где главным показателем для поощрений и наказаний было количество выпущенной продукции, создавались системы менеджмента, ориентированные именно на «количество». «Качество» носило для них абстрактный характер – не было мотивации. В результате переход к системам менеджмента, ориентированным на «качество», оказался для стран СНГ весьма сложным и зачастую сводился к их имитации. Неадекватное понимание и отношение к системам менеджмента, в частности менеджмента качества, привело к тому, что организации стран СНГ в своей массе в части делового совершенства значительно уступают компаниям развитых стран.

В результате неадекватного представления о полноте и процессах формирования КСО, в Украине, других странах СНГ, вопросы КСО и устойчивого развития до сих пор рассматривают, как правило, в отрыве от делового совершенства. Несмотря на то, что все они являются звеньями одной цепи, где основополагающим все же является деловое совершенство. Заглянув «в корень», можно было увидеть, что благотворительность и аналогичная социально ориентированная деятельность, выполняемая вне профессионального предназначения компании, хоть и чрезвычайно важна, но это только малая часть в формировании КСО и устойчивого развития. Основополагающей же во взращивании социально ответственных организаций является их ежедневная основная профессиональная деятельность, а также непрерывное системное совершенствование, направленное на удовлетворение заинтересованных сторон (потребителей, персонала, общества).

Вместе с тем, до настоящего времени при продвижении КСО в Украине, других странах СНГ основной акцент все еще делается на специальные социальные акции компаний, умалчивая об удовлетворении ими заинтересованных сторон в результате профессиональной деятельности. При этом освещается, преимущественно, опыт очень узкого круга крупных компаний (зачастую иностранных) с продвинутыми системами менеджмента, способными продемонстрировать свои социальные проекты. Большое внимание уделяется социальным отчетам, по которым, к сожалению, сложно определить является ли компания действительно социально ответственной перед всеми заинтересованными сторонами. Ведь можно хорошо описать социально ориентированные проекты и, при этом, удовлетворять не все заинтересованные стороны: иметь обоснованные претензии от потребителей, неудовлетворенный персонал или скрывать доходы и не платить налоги в госбюджет и т.п.

Продвижение КСО в нынешнем виде, демонстрация КСО-образцов, непригодных для воспроизводства большинством реальных компаний стран СНГ, может привести к необратимым негативным последствиям: укоренению в обществе неадекватного понимания и, соответственно, отношения к КСО; устоявшемуся искаженному восприятию КСО со стороны власти, прежде всего на местном уровне; обострению противоречий между бизнесом, обществом и властью и др. Ведь уже сейчас известны случаи, когда региональные руководители собирали топ-менеджеров компаний, расположенных на их территориях, и «твердо» предлагали им построить дорогу либо облагородить территорию, аргументируя это необходимостью усиливать КСО. А главное, долго еще может сохраняться низкий уровень делового совершенства большей части организаций, со всеми вытекающими из этого последствиями.



 
 
 
copyright © 2008-2016, kachest-vo.ru
 
   
    на главную     о проекте     статьи и материалы     стандарты     интересно о качестве     улыбнись     форум