НА ГЛАВНУЮ        О ПРОЕКТЕ        СТАТЬИ и МАТЕРИАЛЫ        СТАНДАРТЫ        ИНТЕРЕСНО о КАЧЕСТВЕ        УЛЫБНИСЬ        ФОРУМ       
 
 
     
 
 

Уважаемые коллеги

Как вы оцениваете эффективность системы менеджмента в вашей организации?
 
Besucherzahler russian brides interesting marriage foreign men
счетчик посещений

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
 

| Печать |
Автор: Петр Калита   

Концепции и модели совершенства

За последние десятилетия на разных континентах выполнено еще много исследований в части успешных компаний. По итогам этих исследований ученые представили обобщенную лучшую практику успешных организаций сконцентрировано в виде фундаментальных концепций делового совершенства. Где под деловым совершенством понимается «способность организации ставить и достигать цели по удовлетворению заинтересованных сторон». В Европе такие концепции сформулированы EFQM, ведущей международной организацией в сфере совершенства. В версии 2009 года одна из 8-ми социально ориентированных концепций прямо так и звучит - принятие ответственности за устойчивое будущее.

Для практического применения концепций используют модели совершенства (модели идеальных организаций). Известны 7 основных моделей: австралийская, европейская, иберо-американская, индийская, сингапурская, США и японская. Координация осуществляется в рамках Совета GEM (Global Excellence Model). Информация на сайте https://sites.google.com/site/globalexcellencemodels/home.

Сравнение конкретной организации с моделью позволяет определить ее сильные стороны и слабые стороны (области для совершенствования). Получение и анализ информации о лучшей мировой и отечественной практике (прежде всего, в разрезе областей для усовершенствования) способствуют организации в разработке конкретной целенаправленной инновационной социально ориентированной программы усовершенствования на определенный период времени. После выполнения программы организация вновь оценивается, т.е. сравнивается с моделью.И опять: слабые стороны - знания - программа.

 

Одной из самых популярных является европейская модель (Модель EFQM), которую в настоящее время применяют более 30 тыс. компаний во всем мире.Эта модель может быть использована для получения целостного представления о любой организации, независимо от формы собственности, размера, отрасли или уровня зрелости. Модель способствует руководству компании в формировании стратегии, привлечении к процессам совершенствования всего персонала, создании уникальной культуры, где устойчивое превосходство является нормой. Модель EFQM, которая в наибольшей степени подходит для Украины, всесторонне описывает любую организацию через 9 критериев: Лидерство; Стратегия; Персонал; Партнерство и ресурсы; Процессы, продукты и услуги; Результаты, которые относятся к Потребителям, Персоналу и Обществу; Ключевые результаты (рис. 3). Эти критерии представлены в виде 32-х подкритериев. Использование Модели EFQM для развития и оценивания уровня КСО организации проиллюстрировано на рис.4. Для совершенствования организаций публичного сектора, в частности исполнительной власти, в странах ЕС применяют Модель CAF (Common Assessment Framework, Общая схема оценки), которая является упрощенной версией Модели EFQM.

Для системного совершенствования (перехода к более высокому уровню совершенства), важно знать реальное состояние организации и ее соотношение с конкурентами

Для этого во всех моделях применяется 1000-балльная шкала, которая позволяет организациям, сравнивая себя с условным идеалом, определять свой фактический уровень совершенства, который характеризует ее состояние и степень долговременного удовлетворения заинтересованных сторон в динамике. Следует отметить, что лучшие европейские компании по этой шкале достигают 700-800 баллов. В рамках этой шкалы EFQM ввел Схему уровней совершенства, позволяющую отмечать компании, которые еще не достигли уровня лучших в Европе, однако показали высокие результаты.

Параллельно с концепциями и моделями совершенства в мире на протяжении уже более двух десятилетий развиваются процессы совершенствования локальных целевых систем менеджмента на основе международных стандартов: ISO 9000 (качество), ISO 14000 (экология), ISO 22000 (пищевая безопасность), OHSAS 18000 (производственная безопасность)и др. Однако, как отметила Европейская комиссия, при всей важности этих стандартов, следует осознавать, что для предприятий они могут обеспечить только первые шаги на пути к тотальной конкурентоспособности, базирующейся на концепциях совершенства.



 
 
 
copyright © 2008-2016, kachest-vo.ru
 
   
    на главную     о проекте     статьи и материалы     стандарты     интересно о качестве     улыбнись     форум