НА ГЛАВНУЮ        О ПРОЕКТЕ        СТАТЬИ и МАТЕРИАЛЫ        СТАНДАРТЫ        ИНТЕРЕСНО о КАЧЕСТВЕ        УЛЫБНИСЬ        ФОРУМ       
 
 
     
 
 

Уважаемые коллеги

Как вы оцениваете эффективность системы менеджмента в вашей организации?
 
Besucherzahler russian brides interesting marriage foreign men
счетчик посещений

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
 

| Печать |
Автор: Петр Калита   

Петр Калита

РАСЩЕПЛЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Деловые вопросы должны решаться

системой, а не гениями организации.

(Генри Форд)

Об одной фундаментальной причине

низкой конкурентоспособности экономик стран СНГ

Предисловие

В философии и социологии, а также в психологии и психиатрии широко используется термин «расщепление сознания». В психопатологии – это «множественная личность» или «шизофрения» (раскол ума, рассудка). В психоанализе – «раздвоение личности», т.е., существование двух групп психических явлений, когда в рамках каждой из них одна может ничего не знать о другой. Явления, подобные «расщеплению сознания», можно наблюдать и в системах менеджмента предприятий, организаций и учреждений.

Введение

В странах СНГ отмечается систематическое возникновение техногенных аварий и катастроф с человеческими жертвами, значительное количество несчастных случаев из-за использования небезопасной продукции. Характерными для большинства предприятий и организаций также являются низкая производительность труда и весьма низкое качество продукции при высокой ее дефектности и себестоимости. В результате – неконкурентоспособные экономики и неудовлетворительное качество жизни большинства граждан. В этой связи предпринята очередная попытка рассмотреть одну из фундаментальных причин, которой, на наш взгляд, является неэффективное управление организациями и экономиками. И в большой мере из-за непрофессионального проектирования и применения систем менеджмента.

В последние десятилетия в СНГ, в дискуссиях об управлении акцент с технократического подхода, доминировавшего в конце прошлого столетия, перенесен в сторону человеческого фактора, которому ранее не уделялось должного внимания. И это, безусловно, позитивное явление. Однако, к сожалению, одновременно ушло в прошлое и позабыто понимание того, что система менеджмента организации (включая ее целевые подсистемы: качества, экологии и др.) нуждается в профессиональном инженерном проектировании. Как говорил выдающийся ученый академик В.М.Глушков, чтобы подчеркнуть сложность разработки автоматизированных систем управления: «Самолеты проектируют не летчики, а специальные конструкторские бюро. Дело летчиков – летать». И сегодня, когда средства вычислительной техники стали доступными практически для любой организации, при проектировании систем управления эти слова становятся особенно актуальными.

Развитие общества и менеджмент

Естественно, что любая функционирующая организация имеет у себя какую-то систему управления; иначе она просто бы не функционировала. Однако в массе в самой большой мере развитость и совершенство систем управления организациями определяются уровнем развития общества, к которому они принадлежат. По сути, системы управления (системы менеджмента) являются отображением культуры и цивилизации общества. Можно, правда, сказать и наоборот: культура и цивилизация общества определяются в самой большой мере уровнем совершенства систем управления всей совокупности его организаций.

По мере развития общества (культуры и цивилизации) и накопления методического и практического опыта развивались и организационные отношения, менялись акценты в части их приоритетности.

На первом этапе развития (1-й уровень зрелости) основное внимание в обществе уделяется продукции, а точнее - вопросам безопасности продукции (услуг). Для решения проблемы применяются средства технического регулирования, обязательные для всех субъектов товарно-денежных отношений.

На втором этапе (2-й уровень зрелости) – основным объектом внимания остается та же продукция, но акцент переносится уже на качество, то есть ее потребительские свойства. Здесь нормативной основой являются стандарты, имеющие добровольный характер. При этом, организации, которые уделяют адекватное внимание качеству продукции, строго руководствуясь требованиями стандартов, обеспечивают и безопасность своей продукции.

И только на третьем этапе (3-й уровень зрелости) существенное внимание начинают уделять совершенствованию локальных целевых систем менеджмента, прежде всего менеджмента качества, на основе требований стандартов на эти системы. Наличие в организации соответствующей целевой системы менеджмента качества и выполнение ее требований позволяет систематически выпускать продукцию, отвечающую как стандартам качества, так и превышающую требования этих стандартов. Естественно, обеспечиваются и установленные требования к продукции в части ее безопасности. В развитых странах этот этап сформировался еще в начале 70-х годов прошлого столетия, а в странах СНГ только формируется.

И, наконец, на четвертом этапе при достижении наивысшего уровня развития (4-й уровень зрелости) главное внимание в обществе переносится на ярко выраженное социально ответственное отношение ко всем заинтересованным сторонам и непрерывное целенаправленное системное совершенствование организаций на основе современных концепций совершенства, ориентированных на превышение установленных норм стандартов на системы менеджмента. При этом, чем выше уровень делового совершенства организации, тем более высокое качество продукции ей под силу поставлять на рынок и тем выше степень удовлетворенности клиентов и других заинтересованных сторон. Также улучшаются другие показатели: производительность труда, себестоимость продукции, влияние на внешнюю среду, удовлетворенность персонала и т.п.

Общества стран СНГ продолжают находиться преимущественно на первом и втором уровнях зрелости и только в незначительной части – на третьем. Они существенно уступают развитым странам, где большая часть организаций достигла четвертого уровня зрелости.

 



 
 
 
copyright © 2008-2016, kachest-vo.ru
 
   
    на главную     о проекте     статьи и материалы     стандарты     интересно о качестве     улыбнись     форум