НА ГЛАВНУЮ        О ПРОЕКТЕ        СТАТЬИ и МАТЕРИАЛЫ        СТАНДАРТЫ        ИНТЕРЕСНО о КАЧЕСТВЕ        УЛЫБНИСЬ        ФОРУМ       
 
 
     
 
 

Уважаемые коллеги

Как вы оцениваете эффективность системы менеджмента в вашей организации?
 
Besucherzahler russian brides interesting marriage foreign men
счетчик посещений

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
 

| Печать |
Автор: Петр Калита   

Примеры успешных экспериментов

В части реализованного целенаправленного и последовательного совершенствования самым показательным является пример Ставропольского государственного аграрного университета (СтГАУ). Этот университет (обладатель Премии за качество правительства РФ, 2005 г.) в 2006 г. стал – финалистом, а в 2007 г. – победителем Награды за качество стран ЦВЕ. В 2008 г. СтГАУ первым из России вошел в финал Награды за совершенство EFQM, а в 2010 году первым из СНГ стал призером этой самой престижной на континенте Награды. При этом, он опередил компании таких известных брендов, как Bosch и Siemens, а также Ливерпульский университет – финалиста Награды EFQM 2009 года. Начиная с уровня 450-500 баллов, СтГАУ за 5 лет достиг совершенства, оцененного в 600-700 баллов. Не останавливаясь на достигнутом, Университет поставил перед собой сверх амбициозную задачу – через несколько лет завоевать Награду EFQM. В 2011 г. еще две российские компании достигли статуса финалистов EFQM. Все эти компании консультировал специалист Украинской ассоциации качества.

Процесс совершенствования на основе модели EFQM с использованием Лестницы можно также наглядно проиллюстрировать на примере ОАО «АрселорМиттал Кривой Рог» (до 2005 года – «Криворожсталь»): 2003 год – «На пути к совершенству в Украине» (250-300 бал.); 2004 год – «Признание совершенства в Украине» (300-350 бал.); 2005 год – «Финалист Украинской национальной награды качества» (400-450 бал.); 2007 год – «Лауреат Национальной награды качества» (450-500 бал.), сертификат EFQM «Признание совершенства в Европе - 4*»; 2008 год – «Победитель Национальной награды качества» и «Лауреат Награды качества стран ЦВЕ» (500-550 бал.), сертификат EFQM «Признание совершенства в Европе - 5*»; 2010 год – «Победитель Награды качества стран ЦВЕ» (550-600 бал.).

Только в Украине уже более 40 компаний получили сертификаты EFQM «Признание совершенства в Европе», а 20 стали призерами Награды за качество стран Центральной и Восточной Европы, в том числе 8 – победителями. Лучшие отечественные предприятия 13 лет назад объединились в Клуб лидеров качества Украины, который стал деловым локомотивом, прокладывающим для украинской промышленности и экономики путь в завтрашний день. А в 2007 г. руководители компаний-призеров 3-го Турнира стран ЦВЕ, после награждения в Румынии учредили Клуб лидеров качества стран ЦВЕ, который на сегодня объединяет 20 лучших компаний из 6-ти стран. Целенаправленно, системно и комплексно совершенствуя свои системы менеджмента, эти компании обеспечили удовлетворенность заинтересованных сторон и высокие конечные результаты своей деятельности.

Опыт предприятий, достигших 550–650 баллов, представляет для стран СНГ большую ценность. А сами предприятия – это понятные соотечественникам образцы для подражания.

Заключение

Внедрение стандартов ISO 9000 и подобных в организациях развитых стран и стран СНГ – это, как говорят, две большие разницы. При внедрении этих стандартов в странах СНГ нужно отдавать себе отчет в следующем.

1. В организации должна быть одна система менеджмента, отвечающая на все вызовы. В частности она должна быть ориентирована на удовлетворение всех заинтересованных сторон, достижение высокого уровня качества выпускаемой продукции при рациональном использовании ресурсов и бережном отношении к окружающей среде.

2. Процесс внедрения требований, установленных стандартами на локальные целевые системы менеджмента, должен сводиться к совершенствованию единой целостной реальной СМ, действующей в организации, а не к разработке отдельных локальных целевых систем менеджмента.

3. Повышению эффективности управления и улучшению конечных результатов может способствовать использование фундаментальных концепций совершенства и моделей идеальных организаций для общей оценки состояния организаций. С последующей разработкой программы совершенствования с применением разных средств, в том числе стандартов на локальные целевые системы менеджмента.

Накопленные знания, эксперты, практический опыт, предприятия-лидеры и отработанные технологии уже достаточны для того, чтобы развернуть в странах СНГ массовое движение за деловое совершенство и качество.

4. Понятия «интеграция систем менеджмента», «интегрированные» или «интегральные» СМ – в большей мере надуманные. Логичнее говорить о единой развивающейся и непрерывно совершенствующейся целостной системе менеджмента организации.

5. Квалификацию «менеджер систем управления качеством» и аналогичные квалификации целесообразно вернуть на свое законное место в специальность «Менеджмент».

Подходить к проектированию и совершенствованию системы менеджмента нужно творчески, а не механистически. Чтобы избежать имитации, подобной той, которая имеет место в сказке «Старик Хоттабыч»: маг сотворил телефон внешне похожий на настоящий, но …из сплошного камня и не пригодный для выполнения основной функции телефона.

Послесловие

Чтобы поднять экономики стран СНГ, нужно, прежде всего, устранить нарушения в их «мозгах», т.е. обеспечить целостность и связность систем менеджмента на предприятиях, организациях и учреждениях.

С другой стороны, отдавая себе отчет, что системы менеджмента большинства организаций в странах СНГ вообще не содержат положений, ориентированных на решение проблем качества, экологии и т.п., важно, чтобы эти организации, совершенствуя системы менеджмента, избегали ошибок предшественников. Именно в этом видится главная цель настоящей статьи.

Литература

1. П.Я.Калита. От процессов управления качеством к целостной технологии непрерывного совершенствования организации. М.: Стандарты и качество, 2001, № 1.

2. Родомир Бошкович. Интегрированные системы менеджмента – требование новых условий бизнеса. Поволжский вестник качества, 2006.


Если у вас появилось желание поделиться своими мыслями или опубликовать статью - пишите!


(2 Голосов)

 
 
 
copyright © 2008-2016, kachest-vo.ru
 
   
    на главную     о проекте     статьи и материалы     стандарты     интересно о качестве     улыбнись     форум