НА ГЛАВНУЮ        О ПРОЕКТЕ        СТАТЬИ и МАТЕРИАЛЫ        СТАНДАРТЫ        ИНТЕРЕСНО о КАЧЕСТВЕ        УЛЫБНИСЬ        ФОРУМ       
 
 
     
 
 

Уважаемые коллеги

Как вы оцениваете эффективность системы менеджмента в вашей организации?
 
Besucherzahler russian brides interesting marriage foreign men
счетчик посещений

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
 

| Печать |
Автор: Петр Калита   

Интегрирование систем менеджмента

Системы менеджмента, построенные по ISO 9000, ISO 14000 и OHSAS 18000 имели много общего и, естественно, назрел вопрос об их интеграции (рис. 2а). Об этом убедительно сказано, например, в [2].

Но интегрирование «новых» систем менеджмента, базирующихся на стандартах, осуществляется, как правило, «между собой» а не с основной реальной системой менеджмента. В случаях, когда компании «продвигали» локальные целевые системы в реальные общие системы менеджмента, они, естественно, получали позитивные эффекты и в результате их интеграции (рис. 2б).

Однако для обеспечения максимальной эффективности новые целевые системы менеджмента должны изначально проектироваться, как органические части общей системы менеджмента, реально функционирующей в организации (рис. 3).


Диагноз установлен. Как лечить?

Как же исправить сложившуюся ситуацию?

Естественно, следует перепроектировать системы менеджмента организаций, обеспечив их единство и целостность (прежде всего целостность всех! процессов), с учетом международных стандартов на целевые системы менеджмента.

Однако возможен и другой альтернативный способ изменить ситуацию к лучшему. Путем систематического осуществления общей оценки и совершенствования организаций с использованием фундаментальных концепций совершенства и моделей совершенных (идеальных) организаций, в первую очередь Модели EFQM, широко распространенной в Европе.

В этом случае компания оценивается в целом, с учетом всех стоящих перед ней целей. Определяется ее соответствие провозглашенным миссии и видению, выявляются сильные и слабые стороны (области для совершенствования) по всем целям в разрезе 9-ти критериев и 32-х подкритериев. На основе этой информации и новых знаний о лучшем опыте в разрезе каждого подкритерия разрабатывается программа совершенствования всей организации (с учетом ее целей) и организуется ее выполнение. В программу, в зависимости от ситуации, могут включаться мероприятия, связанные с нормами действующих стандартов на целевые системы менеджмента, различными методами управления и др.

После выполнения мероприятий программы организация снова оценивается, определяются ее сильные и слабые стороны и т.д. Так «шаг за шагом» компании, целенаправленно и последовательно совершенствуясь, добиваются цельности системы менеджмента и приближаются к европейским лидерам.

Зарубежный опыт свидетельствует об эффективности такого подхода. Например, 600 американских компаний, которые совершенствовались на основе Модели имени Болдриджа, в сравнении с аналогичными компаниями контрольной группы за 5 лет в среднем на треть улучшили динамику таких показателей, как: рыночная стоимость, производственная прибыль, объем продаж, рентабельность, количество персонала и общие активы.

Если сертификацию по ISO 9001 можно сравнить с фотографией системы управления качеством в фиксированный момент времени, то совершенствование на основе Модели – это бесконечный кинофильм о всей организации в целом, с ее историей и перспективой. И нужно помнить, что любые стандарты – это не идеал, а компромисс между продвинутыми и отстающими организациями. А для гарантированного успеха желательно стремиться к уровню, превышающему требования стандартов, что изначально заложено в моделях совершенства.

Для обеспечения массового совершенствования организаций в масштабах страны целесообразно подойти к проблеме комплексно, предусмотрев:

- организацию переподготовки персонала, прежде всего преподавателей и консультантов;

- разработку и распространение соответствующих научно-методических и практических рекомендаций;

- организацию консалтинговой поддержки процессов перепроектирования систем менеджмента либо их непрерывного совершенствования на базе моделей совершенства и др.

В странах СНГ, прежде всего в Украине и России, накоплен опыт совершенствования на основе Модели EFQM. Ценной инновацией Украинской ассоциации качества стало создание Лестницы совершенства, интегрированной в Схему уровней совершенства EFQM. Лестница позволяет любой организации, с любым начальным уровнем, целенаправленно и последовательно продвигаться к уровню совершенства, достигнутому лучшими компаниями Европы.



 
 
 
copyright © 2008-2016, kachest-vo.ru
 
   
    на главную     о проекте     статьи и материалы     стандарты     интересно о качестве     улыбнись     форум