НА ГЛАВНУЮ        О ПРОЕКТЕ        СТАТЬИ и МАТЕРИАЛЫ        СТАНДАРТЫ        ИНТЕРЕСНО о КАЧЕСТВЕ        УЛЫБНИСЬ        ФОРУМ       
 
 
     
 
 

Уважаемые коллеги

Как вы оцениваете эффективность системы менеджмента в вашей организации?
 
Besucherzahler russian brides interesting marriage foreign men
счетчик посещений

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
 

| Печать |
Автор: Петр Калита   

Раздвоение систем менеджмента

Существование более 70 лет в «зазеркалье», где господствовал тотальный дефицит и тоталитарный режим, сформировало особый менталитет людей вообще и руководителей организаций в частности. Системы управления организаций были ориентированы преимущественно на решение финансовых задач, задач перспективного и календарного планирования, кадров, документации и т.п. Эти системы отвечали требованиям существующей политико-хозяйственной системы и в принципе не были ориентированы на функционирование организаций в условиях рынка. Не было объективной потребности в создании развитых систем менеджмента, необходимых для успешной борьбы в условиях жесткой конкуренции.

В 1987 году, на момент первоначального введения стандартов ИСО 9000, системы управления в организациях стран СНГ отличались низким уровнем развития. И это, несмотря на массовое внедрение КС УКП, которая, как известно, внедрялась директивно, преимущественно формально и параллельно с существующими реальными системами управления организациями.

Так как реальные системы управления в организациях стран СНГ практически не содержали требований в части качества продукции (услуг), для приведения в соответствие со стандартами ISO 9000 их необходимо было принципиально перепроектировать. Либо выполнить работы по их модернизации, развитию и включению дополнительных задач: качества, экологии, профессиональной безопасности и др.

На практике же внедрение стандартов ISO 9000, а также аналогичных им стандартов в организациях постсоветских стран происходило по-иному. Типичным подходом при создании системы управления качеством (СУК) в соответствии с требованиями стандартов ISO 9000 была ее разработка не внутри действующей реальной системы менеджмента, а автономно, «вне этой системы». Далее, по истечении определенного времени, разрабатывалась система экологического менеджмента по ISO 14000, аналогично тому, как это было сделано ранее по ISO 9000. И, наконец, по мере роста популярности стандартов OHSAS 18000, аналогично предыдущим системам управления разрабатывалась система управления производственной безопасностью (рис. 1а) и т.д.

Подобная практика широко распространена и в настоящее время, несмотря на то, что в последние два десятилетия в странах СНГ возникли новые предприятия, созданные зарубежными компаниями и отечественными предпринимателями, не отягощенными прошлым советским опытом в сфере управления.

В некоторых случаях компаниям все же удается «продвинуть» новые целевые системы управления в реальные общие системы менеджмента (рис. 1б) и обеспечить более эффективное управление. Но это скорее исключения из правил.


Но даже такие несовершенные «отщепленные» системы управления качеством имеет только незначительная часть организаций. К примеру, в Украине в пересчете на одного жителя систем менеджмента качества по ISO 9000 меньше, чем в Китае - в три с половиной раза, а чем в Италии – почти в 40 раз! При том, что, по мнению экспертов, только незначительная часть СУК, имеющих сертификаты, в Украине работает реально. Еще хуже обстоит ситуация в публичном секторе, в том числе в органах исполнительной власти и местного самоуправления.



 
 
 
copyright © 2008-2016, kachest-vo.ru
 
   
    на главную     о проекте     статьи и материалы     стандарты     интересно о качестве     улыбнись     форум