НА ГЛАВНУЮ        О ПРОЕКТЕ        СТАТЬИ и МАТЕРИАЛЫ        СТАНДАРТЫ        ИНТЕРЕСНО о КАЧЕСТВЕ        УЛЫБНИСЬ        ФОРУМ       
 
 
     
 
 

Уважаемые коллеги

Как вы оцениваете эффективность системы менеджмента в вашей организации?
 
Besucherzahler russian brides interesting marriage foreign men
счетчик посещений

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
 

| Печать |
Автор: Петр Калита   

Менеджмент в компаниях-лидерах

У здорового человека только одна голова и единый цельный безукоризненно спроектированный мозг, который решает все! задачи. Лучше или хуже, быстрее или медленнее – это уже зависит от уровня его совершенства. Но мозг – один! И если в нем случаются нарушения целостности и согласованности, говорят о серьезном заболевании.

Аналогично и в организациях. Здесь принято иметь только одного первого руководителя. И система менеджмента, соответственно, должна быть одна. Если организация крупная, первый руководитель имеет заместителей, помощников и всевозможные службы. Тогда система менеджмента может быть распределенной. Но единой и цельной.

Такой подход к созданию, поддержанию, развитию и совершенствованию системы менеджмента можно наблюдать в ведущих компаниях развитых стран. У них не существуют отдельно «система управления качеством» или «система экологического менеджмента». Имеется одна целостная система менеджмента, которая обеспечивает сбалансированное решение всего комплекса задач: финансовых, производственных, экологических, качества, защиты информации и т.д. и т.п.

В 90-х годах прошлого столетия автору этой статьи довелось наблюдать, как во время разработки международных стандартов ISO серии 9000 (на заседаниях ISO/ТК-176) специалисты из Японии относились к ним «свысока». Они говорили, что действующие у них системы тотального управления качеством (Total Quality Management) существенно «выше» требований стандартов ISO 9000. Однако через несколько лет после принятия ISO 9000 японцы все же вынуждены были начать подтверждать соответствие своих систем менеджмента положениям этих стандартов, чтобы не потерять клиентов, прежде всего, из европейских стран.

Как же японцы поступали в этой ситуации? Они не создавали новых документов, предназначенных для демонстрации внедрения стандартов ISO 9001. Требования к системам управления качеством в японских компаниях уже содержались внутри их общих систем менеджмента. Ведь это с их систем, в первую очередь, «срисовывались» требования стандартов ISO 9000. А, следовательно, им достаточно было найти - где, в каких документах у них содержались регламентированные стандартом требования, и продемонстрировать это аудиторам.

Как уже было сказано, организации нужна одна целостная сбалансированная система менеджмента, обеспечивающая решение всего комплекса стоящих перед ней задач для достижения всей совокупности целей. Наглядным примером обеспечения такой «целостности» может служить проектирование сложных технических систем, например, автомобилей, самолетов, компьютеров и т.п. Здесь в конструкторской документации помимо чертежа общего вида также содержатся различные схемы: электрическая, кинематическая и другие, объединяющие составные части системы в единое целое.

Раздвоение специальности «менеджмент»

В начале 70-х годов прошлого столетия в поисках ключа к решению проблемы качества Госстандарт СССР выступил с инициативой создания и широкомасштабного внедрения КС УКП. До этого в стране уже широко распространялся опыт «продвинутых» систем качества, таких, как: БИП, СБТ, НОРМ, КАНАРСПИ и т.п. Но это были, преимущественно, системы обеспечения качества, а не управления им.

КС УКП стала, по сути, первой массовой системой управления качеством. Впервые в отечественной практике здесь были соединены слова «управление» и «качество». Причина понятная: ведомства, занимающиеся системами управления, в условиях дефицитной экономики не уделяли должного внимания той части системы, которая была бы ориентирована на качество.

При этом произошло событие, на которое практически не обратили внимания. Несмотря на то, что в словосочетании «управление качеством» главное значение принадлежит слову «управление», а не «качество», это направление продолжало развиваться в системе Госстандарта, а не тех ведомств, которые специализировались на системах управления.

Дальше – больше. В перечне специальностей по защите диссертаций появилась «Стандартизация, сертификация и качество». И здесь под «качеством», кроме традиционных понятий «нормирование», «контроль», «измерение и испытание», «оценка и подтверждение соответствия» начали понимать также «управление качеством». Хотя по своей сути «управление качеством» скорее относится к специальности «менеджмент».

Аналогичная ситуация сложилась и в высшей школе. В классификатор специальностей включили квалификацию «Стандартизация, сертификация и качество», где также рассматриваются вопросы «управления качеством». Сюда же начали добавлять и другие целевые системы управления, на которые вводились международные стандарты: «экологический менеджмент», «менеджмент производственной безопасности» и ряд других, ориентированных на рынок с обостренной конкуренцией.

Таким образом, из специальности «менеджмент» вопросы управления качеством (и подобных целевых систем) были практически исключены. Это привело к тому, что высшая школа выпускает менеджеров, не достаточно подготовленных для обеспечения успешности компаний в условиях насыщенного рынка. В то же время специалисты, обученные по специальности «Стандартизация, сертификация и качество», не имеют базовой подготовки менеджера, что не позволяет им эффективно совершенствовать систему менеджмента компании в целом.

К этому нужно добавить, что большинство собственников и руководителей организаций, а также руководителей органов исполнительной власти и местного самоуправления до сих пор вообще не имеют не то что специальной подготовки, но даже адекватного представления о современных мировых тенденциях в части совершенствования систем менеджмента организаций. Совершенствования, направленного на эффективное решение проблем качества, бережное отношение к природной среде, удовлетворение заинтересованных сторон и обеспечение устойчивого развития организаций и общества.

И это одна из серьезных причин неэффективного управления в целом и, в частности, управления, ориентированного на решение проблем качества, экологии, профессиональной безопасности и др.



 
 
 
copyright © 2008-2016, kachest-vo.ru
 
   
    на главную     о проекте     статьи и материалы     стандарты     интересно о качестве     улыбнись     форум