НА ГЛАВНУЮ        О ПРОЕКТЕ        СТАТЬИ и МАТЕРИАЛЫ        СТАНДАРТЫ        ИНТЕРЕСНО о КАЧЕСТВЕ        УЛЫБНИСЬ        ФОРУМ       
 
 
     
 
 

Уважаемые коллеги

Как вы оцениваете эффективность системы менеджмента в вашей организации?
 
Besucherzahler russian brides interesting marriage foreign men
счетчик посещений

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
 

| Печать |
Автор: Петр Калита   

 

Менеджмент и стандарты

В начале 80-х годов прошлого столетия значительная часть мирового сообщества уже заметно «продвинулась» в решении проблем качества и дозрела до понимания целесообразности международной стандартизации требований к системам менеджмента организаций в части стабильного обеспечения качества продукции и услуг. Началась беспрецедентная разработка широко известных стандартов ISO серии 9000. Эта работа в дальнейшем нашла свое развитие в создании аналогичных стандартов, ориентированных на другие цели: сбережение природной среды, обеспечение производственной безопасности и т.п. Следует, правда отметить, что стандарты ISO 9000 изначально (в версии 1987 и 1994 г.г.) устанавливали требования к системе не «управления», а «обеспечения» качества.

Говоря о стандартах ISO 9000:2000, ISO 14000, OHSAS 18000 и им подобных, важно понимать, что они определяют требования не столько к целевым системам менеджмента, как к системе менеджмента организации в части соответствующих целей. Эти стандарты устанавливают, «что» должно быть учтено в системах менеджмента для достижения целей. При этом они не указывают, «как» разрабатывать эти системы, какая у них должна быть структура, каково их место в общей системе менеджмента и т.п. Соответственно и при аудите организации, например в части системы управления качеством, оценивают соответствие этой системы положениям стандартов ISO 9001, но не оценивают в какой мере она «вписана» в общую систему менеджмента.

Для наглядности приведу пример из другой предметной области. Так, в медицине определены нормы для состава крови здорового человека. И при анализе (аналогично аудиту СМ) уточняется, соответствует ли кровь данного человека нормам, либо необходимы корректирующие действия. Но, при этом, кроветворная система есть и остается неотъемлемой составляющей цельного организма человека.

С выходом международных стандартов на целевые системы менеджмента, прежде всего ориентированных на качество, основной проблемой организаций стран СНГ стало то, что они имели только искусственно навязанный опыт внедрения Комплексной системы управления качеством продукции на базе стандартов предприятия (КС УКП) в условиях дефицитной (нерыночной) экономики и отсутствия конкурентной борьбы. Из-за чего в их реальных системах управления практически еще не был сделан акцент на качество. В то время, как компании развитых стран уже накопили в этих вопросах многолетний практический опыт, приобретенный в условиях жесткой конкурентной борьбы за рынки сбыта, и в их реальных системах менеджмента вопросам качества было уделено адекватное внимание.

Процессный подход в менеджменте

С выходом стандартов ISO 9000 в версии 2000 года системы управления во всем мире начали строить на основе процессного подхода. Хотя в понимании процессного подхода, на наш взгляд, до сих пор еще имеются серьезные проблемы.

В любой организации есть активы и процессы. В большинстве организаций стран СНГ, в том числе и Украины, большое внимание уделяется первым, тогда как к процессам относятся без должного внимания, как к чему-то второстепенному. Хотя известно, что при наличии самых замечательных активов (зданий, оборудования и т.п.) при несовершенных процессах компания может потерять клиентов и обанкротиться.

Процессы бывают материальные (производственные) и информационные (прежде всего, управленческие). Учитывая, что производственные и управленческие процессы протекают параллельно, взаимодействуя между собой, в мире сформулирован принцип их равенства. Однако академик Глушков В.М. считал, что для повышения эффективности организаций особое внимание необходимо уделять именно управленческим процессам, как более сложным и менее разработанным.

Непременной чертой управленческого процесса является переработка информации. Здесь можно выделить несколько этапов: сбор и предварительная обработка данных; анализ данных, диагностика ситуаций и прогнозирование последствий; систематизация и обобщение данных; выработка решений и организация их выполнения.

Представление управления как процесса отражает стремление интегрировать все виды деятельности по решению управленческих задач. Общим в процессах управления является антиэнтропийный характер, направленность на упорядочение системы.

Наиболее наглядно процессный подход в организационном управлении, на наш взгляд, можно проиллюстрировать на примерах построения современных АСУ (автоматизированные системы управления). Эти системы по определению являются технологическими. Они, как правило, базируются на единой (чаще всего распределенной) базе данных и обеспечивают алгоритмическое решение практически всех задач управления организацией, объединенных в соответствующие подсистемы. Возможность создания целостных системных технологических комплексов управления организациями, ориентированных на решение проблем качества, рассмотрена в [1].



 
 
 
copyright © 2008-2016, kachest-vo.ru
 
   
    на главную     о проекте     статьи и материалы     стандарты     интересно о качестве     улыбнись     форум