НА ГЛАВНУЮ        О ПРОЕКТЕ        СТАТЬИ и МАТЕРИАЛЫ        СТАНДАРТЫ        ИНТЕРЕСНО о КАЧЕСТВЕ        УЛЫБНИСЬ        ФОРУМ       
 
 
     
 
 

Уважаемые коллеги

Как вы оцениваете эффективность системы менеджмента в вашей организации?
 
Besucherzahler russian brides interesting marriage foreign men
счетчик посещений

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
 

| Печать |
Автор: Слав Петров   

Система управления ИТ сервисами – ISO 20000 скажет как лучше

Целью данной статьи является ознакомление читателей с особенно интересной и применимой группой стандартов ISO для управления ИТ сервисами - ISO 20000.
Прежде всего – что такое система управления?
Есть много различных определений понятия "система управления", касающихся различных аспектов деятельности организации. Наше понимание этого понятия связано с интерпретацией некоторых международных стандартов. Стандарт ISO 9000:2005 предоставляет следующее определение системы управления: "система, позволяющая устанавливать политику и цели, и достигнуть эти цели". Стандарт ISO 27000:2009 предоставляет дополнительные характеристики, а именно: "рамка политик, процедур, указаний и связанных с ними ресурсов для достижения целей организации».

В более широком смысле, систему управления следует понимать как единый комплекс, в составе которой организационная структура, ресурсы, документированные процедуры и политики, процессы и практики в рамках организации.
Система управления ИТ-сервисами СУИТС (IT services management system ITSMS)
Система управления ИТ-сервисами СУИТС (IT services management system ITSMS) или система менеджмента ИТ сервисов СМИТС – это система осуществляющaя руководство и контроль деятельности по управлению ИТ-услугами со стороны поставщика.
Система особенно пригодна для следующих типов организации:
- Компании, основной деятельностью которых является предоставление ИТ-услуг для третьих лиц (сервисные организации, системные интеграторы, софтверные компании, хостинговые компании, центры обработки данных и т.д.)
- Крупные организации, для которых обеспечение качества ИТ сервисов внутри организации имеет решающее значение для их работы (например государственная администрация, телекоммуникации, финансовые учреждения и др.)
Основными преимуществами внедрения системы менеджмента ИТ сервисов являются:
- Обеспечение высокого качества и надежности ИТ-сервисов
- Повышение эффективности и добавленной стоимости предоставляемых услуг
- Повышение доверия со стороны клиентов
- Укрепление конкурентных преимуществ
Группа стандартов ISO 20000
ISO 200000 – это группа стандартов, которая определяет требования и дает лучшие практики для разработки, внедрения, управления и совершенствования систем менеджмента ИТ сервисов в организации. Рекомендации основаны на библиотеке наилучшей практики ITIL (IT Infrastructure Library).
Сейчас ISO 20000 – это группа состоящая из 5 опубликованных стандартов описаных ниже:
ISO 20000-1:2011 - Information technology --Service management -- Part 1: Service management system requirements
ISO 20000-1:2011 – Информационные технологии –Управление сервисами -- Част 1: Требования к системам управления сервисами
Это основной стандарт группы, он определяет требования для разработки, внедрения, управления и совершенствования систем управления ИТ-услугами. Требования стандарта основаны на библиотеке наилучшей практики ITIL. Это новая версия стандарта, и в отличие от последней, здесь принята общая структура стандартов ISO 9001, 27001, 14001 и четко определенны требования к процессам управления документами и записями, внутренными аудитами, корректирующими и предупреждающими действиями, анализу со стороны руководства. Таким образом, системы управления ИТ-услугами значительно проще могут быть интегрированы с системами управления качеством и с системами управления информационной безопасностью.
ISO 20000-2:2005 - Information technology -- Service management -- Part 2: Code of practice
ISO 20000-2:2005 – Информационние технологии - Управление сервисами – Част 2: Кодекс лучших практик
Стандарт дает рекомендации для успешного внедрения, управления и совершенствования систем менеджмента ИТ-услуг на основе библиотеки передового ИТ-опыта ITIL. К данному моменту этот стандарт соответствует структуре последней версии стандарта ISO 20000-1. Новая версия стандарта, которая, как ожидается, будет опубликована в первой половине 2012 года, находится в процессе разработки.
ISO 20000-3:2009 - Information technology -- Service management -- Part 3: Guidance on scope definition and applicability of ISO/IEC 20000-1
ISO 20000-3:2009 - Информационние технологии - Управление сервисами – Част 3: Руководство по определению области действия и применимости ISO / IEC 20000-1
Как ясно из его названия, этот стандарт является руководством для определения области действия и применимости ISO 20000-1 к системе управления ИТ-услугами. К данному моменту этот стандарт тоже соответствует структуре последней версии стандарта ISO 20000-1 и в процессе разработки новая версия стандарта.
ISO 20000-4:2010 - Information technology -- Service management -- Part 4: Process reference model
ISO 20000-4:2010 - Информационние технологии - Управление сервисами – Част 4: Процесс-ориентированная модель
Вспомогательный стандарт, который фокусируется на процессно-ориентированной модели внедрения, управления и улучшения систем управления ИТ-услугами и предоставляет рекомендации по их развитию.
ISO 20000-5:2010 - Information technology -- Service management -- Part 5: Exemplar implementation plan for ISO/IEC 20000-1
ISO 20000-5:2010 - Информационние технологии - Управление сервисами – Част 5: Пример плана внедрения стандарта ISO / IEC 20000-1
Стандарт имеет практический харктер и прелагает пример плана реализации системы управления ИТ - услугами, отвечающего требованиям ISO 20000-1 и построенного на лучших практиках ITIL
В заключение хочу сказать, что развитие группы стандартов ISO 20000 еще предстоит. В настоящее время готовятся новые версии двух стандартов группы и новый стандарт.

Автор: Слав Петров
iSMS консультант, ITSMS консультант,
IRCA сертифицированный iSMS аудитор
Адрес личного сайта: www.mscservices.eu/ru

Если у вас появилось желание поделиться своими мыслями или опубликовать статью - пишите!


(2 Голосов)
 
 
 
copyright © 2008-2016, kachest-vo.ru
 
   
    на главную     о проекте     статьи и материалы     стандарты     интересно о качестве     улыбнись     форум